Судьи — не зрители!
О тонкостях судейства в эстетической групповой гимнастике

Эстетическая групповая гимнастика довольно субъективна. Как оценивают судьи мастерство гимнасток: здесь не запутываются ленты, не падают булавы и не улетают обручи за ковер. О тонкостях и особенностях судейства поговорили с заместителем председателя Белорусской ассоциации эстетической групповой гимнастики Татьяной Александровной Ржевской.
Судейство в эстетической групповой гимнастике – это камень преткновения и для тренеров, и для гимнасток и, конечно, для родителей. Ни одно соревнование не обходится без споров и дискуссий. «Девочки так красиво и синхронно выступили, а почему оценка низкая?», «Предвзятое судейство, снова любимчики», – разносится недовольный шепот родителей.
Эстетика — это не танцы!
— Это упражнение с техническими элементами, которые оцениваются и за которые, при неправильном их исполнении, снимаются баллы. Причем, элемент может стоить 0.2 балла, а за его неправильное исполнение бригады судей снимут гораздо больше, — говорит заместитель председателя БАЭГГ Татьяна Александровна Ржевская.
Чем больше вникаешь в Правила судейства по эстетической групповой гимнастике, тем больше понимаешь, что здесь огромное количество нюансов, которые нам, обычным зрителям, не видны.
Мы видим красивую композицию, видим то, что основные элементы выполнены, девочки улыбались, никто не упал и не заступил за красную линию. Но этого недостаточно! Кто из нас обращает внимание на натянутые колени, зафиксированные (всеми гимнастками!) равновесия и прыжки, на то, выполнялись ли элементы на обе стороны, и сколько раз менялся рисунок во время выступления… Нюансов много.
Техника, артистизм и исполнение
Именно по этим трем аспектам тремя бригадами судей оценивается выступление гимнасток на ковре. Первая бригада (ТЦ) следит за технической ценностью упражнения, вторая (АЦ) – оценивает артистическую ценность, а третья бригада (ИС) - технику исполнения.
В каждой бригаде три-четыре судьи. Если в бригаде четыре судьи, то при выставлении общей оценки исключаются самый низкий и самый высокий балл, а из оставшихся двух - выводят среднее арифметическое.

Максимальная оценка, которую можно получить, — 20 баллов.
Работу судейской бригады регулирует арбитр. По Правилам эстетической групповой гимнастики не допускается расхождение оценок более чем на 0.4 балла между судьями. Если такое возникает, то судьи собираются и обсуждают сложившуюся ситуацию.
Так что если на соревнованиях по эстетической групповой гимнастике заметили, что судьи «шушукаются», знайте – это рабочий процесс: они объясняют арбитру, почему поставили ту или иную оценку. В результате такого обсуждения бригада приходит к единому мнению.
Техническая ценность: 6,0
Именно такое количество баллов максимально можно получить за технику. Техническая ценность складывается из обязательных элементов (в каждой категории они свои) и дополнительных трудностей (это комбинации элементов).
Гимнастические элементы должны выполняться на разных уровнях: стоя, сидя или лёжа на полу. И, конечно, быть разнообразными: равновесия, прыжки, танцевальные шаги и, конечно, движения телом.

У каждого судьи из бригады технической ценности есть карточка с обязательными техническими элементами для каждой возрастной группы.


Надо не просто выполнить обязательные элементы, а сделать это правильно и всей командой! Чтобы элемент не был засчитан, не обязательно падать. Возьмем, например, равновесие. Если одна из гимнасток не натянула носок (-0.1), другая — колено (-0.1)и еще три (-0.3)выполнили его не синхронно, то элемент судьи не засчитают.
«Техническая ценность тесно переплетена с техникой исполнением каждого элемента», - обращает внимание Татьяна Александровна.
Исполнение: плюс или минус 10 баллов!
Бригада исполнения следит за правильностью (соответствие технике эстетической групповой гимнастики) и чистотой выполнения элементов и, конечно, особое внимание уделяет синхронности девочек. Каждый несинхрон – это минус одна десятая балла.
Максимальная оценка, которую можно получить, — 10 баллов. Для этого в команде должно быть не менее 10 гимнасток, и они должны выступить идеально. За каждую ошибку, несоблюдение правил бригада, оценивающая исполнение, снимает баллы.
Артистическая ценность: одной улыбки мало!
«Артистичность композиции – это широкий и многогранный аспект. Судьи здесь оценивают структуру, оригинальность и выразительность упражнения в целом, физические возможности самих гимнасток (гибкость, силу, выносливость, мышечный контроль)», - рассказывает Татьяна Ржевская.

Именно в оценке артистизма порой возникает недопонимание у родителей. Почему такая низкая оценка? Ведь девочки улыбались на протяжении всего выступления. Улыбаться— это недостаточно!

Чтобы получить высокую оценку (4 балла максимум) надо полностью занимать площадку, но при этом не выходить за красную линию, в упражнении должно быть 6-8 (в зависимости от возраста) рисунков, а перестроения в них – логичными, гармоничными и разнообразными, элементы должны соответствовать возрасту.

«При этом тему и идею упражнения необходимо передавать движениями тела, а не только улыбкой, — обращает внимание Татьяна Александровна Ржевская. — Без помощи грамотного хореографа-постановщика, который в совершенстве знает правила эстетической групповой гимнастики, невозможно составить хорошее упражнение».
Прежде чем возмущаться и критиковать работу судей,не лишним будет внимательно изучить Правила проведения соревнований по эстетической групповой гимнастике, которые разработаны Международной Федерацией Эстетической Групповой Гимнастики (IFAGG). Белорусская ассоциация эстетической групповой гимнастики — член IFAGG, и также применяет эти Правила на всех соревнованиях по эстетической групповой гимнастике. После прочтения этого документа многое становится на свои места.

Текст: Людмила Сашкова
Фото: предоставлены клубом "Сильфида"