Финский хореограф с мировым именем приезжал с мастер-классом по эстетической групповой гимнастике
В Европе его по праву называют «богом AGG», он - один из самых известных постановщиков программ для эстетической групповой гимнастики, с которыми команды из разных стран не раз поднимались на самые вершины. Финский хореограф с мировым именем, талантливый танцор Анттон Лейн приезжал в Минск.
БАЭГГ и клуб эстетической групповой гимнастики «Сильфида» пригласили всемирно известного хореографа Анттона Лейна провести мастер-класс по технике движения телом для всех любителей эстетической групповой гимнастики Беларуси. Мастер-класс посетили гимнастки из Минска и Гродно, а также тренеры из Беларуси, России и Украины.
Более трёх часов в зале царила атмосфера профессионализма, невероятной работоспособности и эмоциональности. Группы команд разных возрастных категорий сменяли одна другую, а Анттон всё так же скрупулезно, с максимальной отдачей подробно объяснял и показывал основные движения телом, которые характерны для эстетической групповой гимнастики. И даже языковой барьер (Лейн не говорит по-русски) не был преградой. Казалось, что гимнастки и без перевода Екатерины Витальевны Безверхой понимают язык тела финского хореографа. Анттон Лейн постоянно обращал внимание на то, что в эстетической групповой гимнастике одно движение продолжает другое, что не должно быть точек и остановок. И даже, если гимнастки замерли на секунду в какой-то позе, то она не должна быть статичной: или кисть, или рука, или нога – хотя бы какая-та часть тела должны продолжать движение.
Каждая гимнастка с мастер-класса уходила не только с новыми знаниями и умениями, с восхищением в глазах, но и с автографом финского хореографа.
Конечно, мы не упустили возможность и задали несколько вопросов известному финскому хореографу-постановщику.
— Анттон, Вы – признанный гений в мире эстетической гимнастики. Скажите, когда началась любовь к гимнастике?
— Любовь к гимнастике идёт из семьи. Две мои сестры занимались художественной гимнастикой, а наш отец был президентом клуба, в котором они тренировались. Естественно, меня тоже отдали в гимнастику – в спортивную, конечно. Параллельно я брал уроки по фортепиано и начал танцевать. Чуть позже в клубе отца появилась эстетическая групповая гимнастика. Я довольно много времени проводил в гимнастическом клубе, иногда помогал сёстрам в постановке упражнений. В те годы в «эстетике» не было мужчин, поэтому мне и не довелось попробовать себя в эстетической групповой гимнастике. Жаль, конечно. Возможно, моя работа хореографом в ЭГГ – это возможность наверстать упущенное (смеется). Сегодня эстетической гимнастикой могут заниматься и мальчики, а смешанные команды вот уже несколько лет успешно соревнуются на международных турнирах самого высокого ранга.
— Помните свою первую хореографическую постановку для эстетической групповой гимнастики? Когда это было?
— Почти 20 лет назад. В 2000 году в Хельсинки, Финляндия, проходил первый чемпионат мира по эстетической групповой гимнастике. Я тогда составил программу под музыку Сергея Рахманинова - это была моя единственная постановка на тот момент. Сейчас за сезон я ставлю около 20-ти программ.
— С командами из каких стран удалось поработать за эти годы?
— Я стараюсь выбирать новые команды и новые страны, потому что люблю путешествовать и смотреть мир (смеется). Конечно, я продолжаю работать и со старыми командами. Ставил постановки во многих странах: Финляндия, Канада, Испания, Дания, Россия, Чехия, Австрия, Болгария, Фарерские острова, США, Эстония, Беларусь, Япония... Всех стран и не припомню уже.
— Что можете сказать об уровне белорусской эстетической групповой гимнастики?
— Уровень белорусской эстетической гимнастики постоянно растёт. У вас довольно сильные детские команды, вы много сил вкладываете в их развитие. Это правильно. Таким образом обеспечиваете себе хорошее будущее.
Справка. На счету клуба эстетической групповой гимнастики «Сильфида» четыре постановки от Анттона Лейна. Наверняка, многие помнят упражнение под композицию белорусской вокальной группы «Камерата», с которым «Джуниор» (тогда в категории 12-14 лет) выступали в 2015-2016 соревновательном году. Год спустя команда юниоров «Сильфида» выходили на ковер с постановкой Анттона Лейна под музыку из фильма «Ван Хельсинг». Летом 2018 года команда «Сильфида-Джуниор» ездила в Хельсинки, где финский хореограф ставил им программу на сезон 2018-2019 года – упражнение под музыку из сюиты норвежского композитора Эдварда Грига «В пещере горного короля» на пьесу Генрика Эбсена «Пер Гюнт». Именно с ним на чемпионате мира по эстетической групповой гимнастике в Испании наши юниорки заняли седьмое место из 35 сильнейших команд мира. Анттон Лейн в Минск приехал уже в третий раз. Для команды «Сильфида-Росточки» он составил программу на 2019-2020 соревновательный сезон.
— Анттон, Вы ведь работаете не только с гимнастками?
— Да, я работаю хореографом во многих видах спорта: это эстетическая и художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание (работал в Испании с олимпийской командой), спортивная гимнастика и акробатика. В качестве хореографа работаю не только в спорте, но и в театре.
— Где черпаете идеи и вдохновение?
— Обычно вдохновение приходит сразу же с музыкой. Музыка начинает что-то мгновенно создавать в моей голове. Перед тем как я сделаю движение, я как бы готовлю разум: в воображении переношусь куда-то с музыкой.
— Танцевальная практика, наверняка, помогает Вам в работе хореографа?
— Конечно! Для меня очень важно быть в хорошей танцевальной и физической форме. Я всегда показываю сам, как должно выполняться то или иное движение, та или иная связка. Когда я составляю программу, я всегда смотрю на команду, потом пробую делать сам, записываю себя на видео, смотрю, что я сделал, затем сравниваю, как команда выполняет мои движения. И уже в зависимости от того, что вижу, изменяю, подгоняю программу под конкретную команду и её возможности. Кто знает, может позже я и не смогу всё выполнять сам, но пока мне всё по силам (улыбается).
— Существуют ли какие-то модные тенденции в хореографии, я имею в виду при постановке программ для эстетической гимнастики.
— Каждый год на соревнованиях царит разная атмосфера, окунувшись в которую, почувствовав её, все получают вдохновение на следующий сезон. Всё идёт от вдохновения! Я стараюсь следовать только тому, что чувствую. И делаю то, что хочу делать. На мой взгляд, надо стараться всегда создавать что-то своё, не копировать кого-то. Интересно только то, что имеет свой собственный стиль. Индивидуальность всегда привлекательна.
— Вы счастливый человек?
— Да, я счастлив. Для меня, счастье - это делать то, что любишь.
Анттон Лейн - удивительно талантливый хореограф и интересный человек. Секрет его успеха в любви к тому, что он делает.
Он — фанат современной хореографии. И для кого бы он ни ставил программу (для театра, сборной по синхронному плаванию или команды по эстетической групповой гимнастике), всегда стремиться сделать постановку интереснее, зрелищнее и обязательно непохожей на другие.
Анттон задаёт высокую профессиональную планку, не соответствовать которой просто невозможно. Работа с Анттоном Лейном это всегда что-то потрясающее. Даже интервью – не исключение! Текст: Людмила Сашкова Перевод: Оксана Тишкевич, Екатерина Безверхая Фото: Егор Закревский