СПЕКТАКЛЬ НА КОВРЕ:
про тонкости постановки упражнений по эстетической групповой гимнастике

Как правильно подобранное платье только подчёркивает красоту той, кто его носит, так и грамотно составленное упражнение по эстетической групповой гимнастике показывает каждую гимнастку и команду в целом в лучшем свете для судей и зрителей.

Чтобы получилось действительно красивое упражнение по эстетической групповой гимнастике, требуется длительная подготовка. Рождение идеи, подбор музыки, разработка костюмов и образов, работа с командой и … помощь хореографа-постановщика.

Хореография в гимнастике столь же важна, как и физические данные спортсменок.

Постановщик по эстетической групповой гимнастике создаёт композицию для команды, которая подчеркивает лучшие качества гимнасток и затрагивает душу судей и зрителей.
Во время интенсива по эстетической групповой гимнастике, который проходил в Минске 23−25 июня, мы встретились с российским тренером и постановщиком Кристиной Геннадьевной Толкалиной и поговорили о тонкостях постановки упражнений по эстетической групповой гимнастике.

— Со стороны может показаться, что поставить упражнение по эстетической групповой гимнастике просто, но на самом деле это не так. Здесь надо учесть множество нюансов: от физических данных команды, темперамента гимнасток до возможности самого тренера отработать упражнение. Не каждый тренер в зависимости от своих возможностей может передать композицию так, как ставит постановщик.

Работа над постановкой по эстетической групповой гимнастике обычно занимает 2−3 дня с 6−7 часами работы в зале. Совместно с тренером определяются подходящие для этой команды элементы, чтобы они гармонично смотрелись в упражнении и помогали передавать идею композиции. При этом обязательно учитываются Правила.

В рамках Правил по эстетической групповой гимнастике

Программа соревнований предусматривает выполнение командами произвольного упражнения, которое составляется с учётом требований к их содержанию, изложенных в Правилах по эстетической групповой гимнастике.
Продолжительность композиции зависит от возрастной категории гимнасток.

Команды 6−8, 8−10 и 10−12 лет выходят на ковёр с упражнением, которое длится от 2 до 2.30 минут. Продолжительность упражнения у юниорок составляет 2.15 — 2.45 минут.
В короткой программе упражнение (что следует из самого названия) короче: 1.25−1.30 минуты.

Правила также регламентируют, какие элементы допустимы в композициях по эстетической групповой гимнастике в каждой возрастной категории.

Постановщика выбирает тренер команды по эстетической групповой гимнастике

И никак иначе, даже если у современных родителей на слуху имена и фамилии постановщиков по эстетической групповой гимнастике. Только тренер может выбрать того, кто будет работать с командой.

Известные в России хореографы-постановщики по эстетической гимнастике — Светлана Евгеньевна Шишкина (хореограф сборной России), Екатерина Григорьевна Дементьева, Сания Глызина. В мире — это Антон Лейн.

Среди отечественных постановщиков программ по эстетической групповой гимнастике стоит отметить Елизавету Петровну Полянскую, Татьяну Александровну Ржевскую, Валентину Михайловну Капчан.

У каждого тренера есть свои предпочтения. Он опирается на стиль конкретного постановщика по эстетической групповой гимнастике, на предыдущие постановки, на результаты, которых добиваются команды с его упражнениями. Всё это в совокупности и является решающим при выборе хореографа-постановщика для команды.
Тренер также подбирает хореографа под своих детей. Ведь уровень подготовки гимнасток в команде очень важен при постановке упражнения по эстетической групповой гимнастике.

Можно много чего нафантазировать и придумать, а дети, например, просто не потянут такую композицию.

Сколько на выходе будет стоить упражнение, зависит не от постановщика

Хореограф-постановщик даёт базу, основу, а тренер должен дотренировать и доработать.

Не бывает так, что если приехал самый лучший в мире хореограф и составил детям программу, то они теперь будут самыми лучшими в мире.

Многое зависит от возможности детей, от возможности тренера, от того, сможет ли он отработать данную композицию. Некоторые просто не могут дотянуть до того уровня, что хотели бы. Иногда бывает так, что тренер всё меняет и переделывает упражнение.
Сколько на выходе будет стоить упражнение, зависит не от хореографа, а от тренера и уровня подготовки команды. Да, есть определённый набор элементов с определённой стоимостью, и задача тренера подобрать элементы исключительно под физические данные и возможности своей команды. Хореограф-постановщик, например, говорит, что здесь будет равновесие, а тренер ставит такое равновесие, которое чисто выполнит вся его команда. Никто не знает гимнасток лучше, чем тренер.

Мода на постановки по эстетической групповой гимнастике

Как таковой ярко выраженной моды нет. В каждом сезоне есть лидирующие команды. Они всегда преподносят невероятное мастерство во всём: от упражнения до внешнего вида.

Чтобы постановка зацепила и на ковре мы увидели настоящий спектакль должно сложиться воедино многое: задумка постановщика, отработка каждого элемента тренером и гимнастками и обязательно эмоциональная передача идеи упражнения командой. Когда гимнастки понимают идею упражнения, когда они на одной волне с музыкой, им проще вжиться в образ и «сыграть роль на ковре». Порой получается невероятная картинка даже без супер высоких физических данных команды, когда гимнастки движениями тела тонко передают задумку и идею упражнения, когда они проживают и проигрывают на ковре каждую эмоцию.